Рукоделкин! Всё о рукоделии! Это должен уметь каждый!
Рукоделкин!
Всё о рукоделии! Это должен уметь каждый!
Вязание Шитьё Вышивание Бисер Прочее  
История
Полезные советы
Низание
Параллельное низание
Cетки
Мозайка
Низание крестиками
Фантазийное низание
Вышивка бисером

Родословная стеклянной бусинки

История стеклянных бус очень увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.

Изначально люди использовали материал, который им дала сама природа: зубы, когти и кости животных, глину, ракушки, дерево, семена растений. Когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

С изобретением стекла в IV в. до н.э. яркие, разноцветные стеклянные бусы очень быстро завоевали сердца древних любителей пощеголять.

Самой старой из сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках древнего египетского города Фивы.

Египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисером платья. Римляне, с захватом Египта захватили и технологию производства стекла. И с VI в. Византия стала центром художественного стеклоделия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи. Через Византию бисер попал в Венецию. И в X в. Начался расцвет бисерной промышленности. В 1221 г. Из-за частых пожаров все стеклодельные мастерские были перенесены из города на остров Мурано. Этот город долго потом ещё сохранял лидерство в сфере бисеропроизводства. Венецианцы тщательно скрывали от всех секреты стеклянного чуда. Нарушители тайн карались смертной казнью, и темницей для близких и родственников. Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, всех цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастерицы украшали ими свою одежду, обувь, сумочки и прочие изящные вещицы. Европейские колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны и обменивали их у жителей Африки и Америки на золото, меха и пряности, которые те с удовольствием отдавали.

Долгое время никто не мог превзойти венецианских стеклоделов. Попытки неоднократно принимались в Европе, но качество оставляло желать лучшего. А в XVIII в. в погоне за разгадкой тайны стеклопроизводства, мастера Тюрингии изобрели лёгкие дутые стеклянные бусы, что стало прототипом современных ёлочных игрушек. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Но на этом они не остановились. Они научились его гранить и покрывать эмалью. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настало время чешских мастеров скрывать секреты создания прекрасного бисера.

Обращали внимание на красоту стекла и на Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик и бусины. По преданию, даже венецианские купцы восхищались русскими творениями. Но с нашествием монголо-татар развитие ремесла прекратилось.

С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В селе Измайлово, что под Москвой, в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. Куда в 1970 г прибыли венецианские мастера запускать завод. Но наладить стабильное производство им так и не удалось. И только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимый в страну через Санкт-Петербургский порт. В 50-х годах, М.И. Ломоносов получил на своей фабрике, что построил под Питером, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова фабрика закрылась. Позднее в России бисер невысокого качества изготавливали кустарным способом.

В конце XIXв. В Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства.



© Данный материал на http://rukodelkin.com взят из книги Ляукина М.В. "Бисер - Основы художественного мастерства"