Рукоделкин! Всё о рукоделии! Это должен уметь каждый!
Рукоделкин!
Всё о рукоделии! Это должен уметь каждый!
Вязание Шитьё Вышивание Бисер Прочее  
История
Полезные советы
Низание
Параллельное низание
Cетки
Мозайка
Низание крестиками
Фантазийное низание
Вышивка бисером

Материалы и инструменты

pис 1.

Бисер и бусины используются как основной или дополнительный материал во многих видах рукоделия: низании, вышивке, вязании крючком и на спицах, плетении. Они хорошо сочетаются с нетрадиционными материалами: блестками, стразами, пуговицами, морскими ракушками и камешками. Для работы вам понадобятся нити, иглы, вязальные спицы и крючки, разнообразные дополнительные материалы и инструменты. В этом разделе вы познакомитесь с общими рекомендациями для бисерного рукоделия.

Для рукоделия годится все: специально купленный бисер или стеклярус, старая или рассыпавшаяся бижутерия, отдельные разносортные бусины и - в сочетании с ними - стразы, нарядные пуговицы, мех, кожа, тесьма, кружево, блестки, ракушки, камешки, соломка, береста, металлические цепочки и многое другое, что окажется под руками. Главное, чтобы материал соответствовал выбранной модели. Например, для выполнения торжественного ажурного воротничка требуются мелкие ровные бусинки, а к летнему молодежному наряду подойдут украшения из крупных, нарочито грубоватых бусин. Что же является определяющим, первичным - материал или модель? Очень хорошо, если есть возможность приобрести материал, соответствующий выбранной модели. Но чаще приходится исходить из имеющегося материала, его свойств.

Бисер

pис 2.

Бисер - мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Кроме круглого есть еще рубленый бисер, или, как его называют для краткости, - рубка. Он представляет собой цилиндрики (короткие трубочки), иногда граненые. В отличие от стекляруса длина рубленого бисера примерно равна его диаметру. Бисер может быть прозрачным, блестящим и матовым, с перламутровым покрытием и без него. Особенно ярко сверкает и переливается парчовый бисер. Его делают из прозрачного стекла, иногда цветного, а внутреннюю поверхность отверстия покрывают краской. Такой бисер очень красив и может менять оттенки в зависимости от освещения. Бисер или бусины с блестящим радужным покрытием, напоминающим переливы бензиновой пленки, так и называют - "бензиновым". "Бензиновое" покрытие может иметь темный и светлый бисер, прозрачный и непрозрачный. Цветовая гамма бисера не знает границ. Этот материал очень разнообразен. Размер круглого бисера обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер (рис. 1). Определить номер имеющегося бисера по рисунку довольно просто.

Бусины

pис 3.

Бусины всегда крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером. Размер бусины определяется ее диаметром. Бусины бывают самых разнообразных форм и расцветок. Они могут быть изготовлены из стекла, пластмассы, металла, натуральных камней, дерева, кости и других материалов. Граненые бусины часто называют "кристаллами", а вытянутые - "рисом". Бусы из грубо обработанных камней или янтаря, имеющие неправильную форму и посторонние вкрапления, называют рустикальными.

Стеклярус

pис 4.

Стеклярус - трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. Он был широко распространен не только в городском, но и в крестьянском быту. При отделке городского костюма чаще выбирали одноцветный стеклярус в тон ткани, обыгрывая его блеск на матовом фоне. В крестьянском костюме использовали разноцветный стеклярус или молочный - под жемчуг. Стеклярус был незаменим при отделке нарядов в первый год траура, когда носить драгоценности не разрешалось. Для разных целей изготовляют стеклярус разных размеров, цветов, формы. Встречается витой стеклярус. Главный размер стекляруса - его длина выраженная в сантиметрах.

Страз

pис 5.

Страз - имитация драгоценного камня, делается из свинцового стекла. Назван по имени французского ювелира Страза, придумавшего современную форму изделия в середине XVIII в Заменять драгоценные камни стеклом стали еще в древности. Уже в I в. н. э. были широко известны индийские подделки из стекла под камни, затем - китайские и итальянские. В конце XVIII в. производство стразов было налажено в Европе, где они пользовались большой популярностью. Об этом говорит тот факт, что половина драгоценностей, найденных после одного из балов у Наполеона, оказались фальшивыми. В России производство стразов началось только в XIX в., когда они уже стали необходимой деталью модного туалета наравне с подлинными драгоценностями. Поэтому у М. Е. Салтыкова-Щедрина читаем: "У них появились рысаки, экипажи и на всех пальцах бриллиантовые перстни, которые они носили немного, заменяли очень хорошими стразовыми". А в старинной книге "Что мне к лицу" находим такие слова: "Во всяком случае алмазному украшению должен соответствовать не только остальной туалет, но даже и обстановка... Напротив того, ненатурально и некрасиво, когда надевают бриллианты при туалете для прогулки или домашнем платье; тогда нельзя даже употреблять часто поразительно похожие на них стразы. Эти поддельные бриллианты должны носить такие дамы, которые по своему положению могут быть в настоящих и имеют туалет и обстановку, подходящую к алмазам". Страз имеет металлические приспособления для крепежа или отверстия. Продаются и дешевые пластмассовые стразы, но они не такие яркие и блестящие, как стеклянные.

Блестки

pис 6.

Блестки - маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы для украшения одежды и предметов быта. Блестки имеют отверстия для крепежа и могут быть выполнены из металла, стекла, слюды, синтетических материалов.

Пайетки

Пайетки - плоские разноцветные металлические кружочки.

Пуговицы

pис 7.

Пуговицы - застежки разнообразной формы с ушками или отверстиями для пришивания. Пуговицы долгое время были произведением ювелирного искусства, выполнялись из серебра, украшались эмалью, жемчугом, кораллами и золотом.

Раньше декоративность пуговиц была важнее их полезности, особенно в мужском костюме. Встречались пуговицы из бриллиантов, пуговицы-часы, миниатюры по фарфору и эмали. На мужские рубашки пришивали пуговицы из сердолика, кости и золота. Причем они могли быть разными на одном изделии.

Морские ракушки

Морские ракушки и даже их осколки, обкатанные морем, представляют собой прекрасные заготовки для бусин. Остается только просверлить отверстие, если его нет, - и бусины готовы. В крупных или свежесобранных ракушках отверстия надо именно сверлить, причем очень осторожно. Как правило, ракушки раскалываются при попытке проколоть их иглой или шилом. Мелкие ракушки, пролежавшие несколько месяцев в сухом месте, можно прокалывать - брака будет немного.

При выборе материала для рукоделия обращайте внимание на его качество. Главное достоинство стеклянных бусин, бисера, стразов - их долговечность. Выбирая бисер, убедитесь, что бисеринки имеют примерно одинаковый размер и правильную форму. Края рубленого бисера и стекляруса должны быть гладкими и не иметь острых неровных сколов. Если в пакетике есть крошки краски, покрывающей бисер, или сам пакетик слегка окрасился, значит, бисер быстро облезет.

pис 8.

Чем лучше материал, тем приятнее и легче с ним работать. Но не спешите в поисках совершенства отвергать то, что есть под рукой, пусть даже не слишком хорошего качества. Может быть, и из него выйдет что-нибудь необычное и интересное. Ограниченность выбора материала заставляет думать, изобретать, фантазировать. Результат получается неожиданным и часто очень эффектным.

Материал, из которого изготовлены бусины, бисер, стеклярус, во многом определяет их свойства и срок службы изделий. Бисер, стеклярус и бусины, изготовленные из цветного стекла или металла, как правило, отличаются высоким качеством: прочностью, стойкостью окраски, долговечностью. К недостаткам можно, пожалуй, отнести большой вес цельных стеклянных и металлических бусин. Крупные изделия из них получаются тяжелыми. При вышивке, особенно по трикотажу, вытягивается основа, бусины отвисают. Кроме того, металлический бисер ржавеет. Пластмассовые бусины легче стеклянных, но они могут довольно быстро выйти из строя - лопнуть, поцарапаться, обессветиться. Деревянные бусины также растрескиваются со временем. Перед использованием крашеных бусин или бисера проверьте прочность окраски. Убедитесь в том, что они не полиняют от воды, окрасив и испортив одежду. Для этого заверните в белый лоскуток несколько бусин, намочите и слегка потрите. Если лоскуток остался белым - все в порядке. Если окрасился - примите к сведению и учитывайте в работе ненадежность покрытия бусинок. Впрочем, иногда недостаток можно превратить в достоинства, если проявить фантазию и изобретательность. Например, грубый крашеный (и красящийся) стеклянный бисер, производимый на Клинской лыжной фабрике, можно отмыть ацетоном с внешней стороны, оставив краску только на поверхности отверстия. Это придаёт своеобразную декоративность материалу и сделает его некрасящимся. Имейте ввиду, что даже прочное поначалу покрытие при недостаточно бережном обращении может пострадать. Краска на бусинах и бисере выгорает на солнце, растрескивется на морозе. Если в жару работать с бисером, покрытым перламутровым или металлическим слоем, то вскоре пальцы покроются блестящей крошкой, а бисер потускнеет.

Нити

Качество и внешний вид изделия зависят и от нитей, используемых для нанизывания. В старину применяли льняные нити, конский волос. Сейчас используют любые нити из натуральных и синтетических волокон, леску, тонкую проволоку. Каждый тип нитей имеет свои достоинства и недостатки. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму, бисер на них лежит ровно, но тонкие нити менее заметны в изделии и их легче продеть через узкое отверстие. Нити из натуральных волокон удобны, не скользят, но недостаточно прочны и недолговечны. Если вы используете натуральные нити, то перед началом работы пропустите их через расплавленный (на паровой бане или на горящей свече) воск. Это продлит срок их службы и придаст им упругость. Армированные катушечные нити с лавсаном, появившиеся в последнее время в продаже, сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Они помечены буквами рядом с номером на катушке: ЛЛ (лавсан со льном), ЛХ (лавсан с хлопком), ЛШ (лавсан со штапелем). Это наиболее универсальные нитки для работы с бисером. Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги (изделия из них могут получиться "вялыми"). При многократном вдевании в иглу пропускании через бусины с очень узкими или шероховатыми отверстиями они разлохмачиваются, раскручиваются. Кроме того, некоторые синтетические волокна не выдерживают высокой температуры - они разрушаются даже при отпаривании. Такие нити нельзя использовать в вышивке. Леска прочна, прозрачна (в изделии ее почти не видно), но очень упруга. Вещь может получиться слишком жесткой, топорщиться. Проволока используется для жестких изделий - цветочков, различных сувениров. Проволоку выбирайте гибкую, послушную. Она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было продеть ее через бисеринки не менее двух раз, и в то же время достаточно толстой, чтобы выдерживать вес бисера, не провисая.

Иглы

Иглы должны быть достаточно тонкими, чтобы свободно проходить через отверстия в бусинах. Если игла проходит туго, то можно подточить ушко наждачной бумагой. Если отверстия в бусинах слишком узкие и нет подходящей иглы, то придется обойтись без нее. Раньше в этом случае использовали щетинку - расщепляли один конец и вдевали в него нить. Сейчас поступают иначе: кончик нити окунают в лак или затвердевающий при высыхании клей (БФ, ПВА). После высыхания кончик становится достаточно твердым, чтобы работать им без иглы. Но его хватит ненадолго. Конец нити пообомнется, и процедуру придется повторять.

Застежки

pис 9.

Даже такая, казалось бы, незначительная деталь украшения, как застежка, может быть весьма интересной и неожиданной. Например, в русской моде XVIII в. появился фермуар - застежка из драгоценных металлов и камней на колье и ожерельях. Ценность застежки могла намного превосходить ценность самого ювелирного изделия. Поэтому такие ожерелья носили застежкой спереди.

pис 10.

Для домашнего рукоделия замочки для бус, сережек, клипсов, кошельков и прочие аксессуары можно купить или позаимствовать у порвавшихся вещей. Очень красивы и удобны замочки для бус с колпачками, закрывающими узлы. При использовании замочка без колпачка украсьте застежку и замаскируйте узел, поместив рядом с замочком по обе стороны от него красивые крупные бусины или подвески, подходящие изделию по цвету и фактуре. Закрепляя в начале работы на нити замок для бус, браслетов, сережек, оставляйте конец не менее 10- 15 см. Завершив работу, конец нити около замочка смажьте клеем, вденьте в иголку, проденьте через ближайшие бусины и отрежьте. Заправленный таким образом конец нити не вылезет и не испортит внешний вид изделия.

Рядом с застежкой браслета поместите крупные тяжелые бусины или несколько подвесок. Они не только украсят и замаскируют замок, но и утяжелят его - и браслет не будет переворачиваться на руке застежкой вверх.

Будьте осторожны при использовании металлических завинчивающихся замочков с отверстиями для нити. Если отверстие имеет острые края и грубо обработанную поверхность, то нить очень быстро перетрется. Чтобы избежать этого, вставьте в отверстие изнутри подходящую к замочку по цвету проволочку, закрученную в узелок с одного конца (рис. 2). Свободный конец сложите петелькой и заправьте в отверстие. Нить прикрепите к петельке.

Удобны замочки, позволяющие менять длину изделия в зависимости от наряда и настроения. Первый вариант такой застежки: на одном конце ожерелья или браслета закрепите защелку от замочка для бус. На другом конце выполните подвеску длиной 5-12 см из мелкого бисера и бусин. Для подвески нанизывайте на нить поочередно то несколько бисеринок, то одну крупную бусину. Чтобы застегнуть замок, зацепите защелку за один из бисерных участков подвески (рис. 3).

Другой вариант застежки с регулируемой длиной: концы бус выполните в виде подвесок из бисера и бусин. Для этого нанизывайте на нить поочередно то бисер (2,5 - 3,5 см), то одну крупную бусину.

pис 11.

Застегните маленькую подходящую по цвету булавку между бусинами обеих подвесок (рис. 4) - и застежка готова. Нужны длинные бусы - застегните булавку у крайних бусин. Нужны бусы покороче - застегните булавку подальше от концов. Оставшиеся свободные концы подвесок украсят застежку.

Концы бус, браслетов, ожерелий и других украшений можно соединить без использования специального замочка, просто завязав их бантом.

В традиционных крестьянских костюмах встречается много поясных и нагрудных украшений, "застегивающиеся" таким образом. Это изделия, выполненные на шнуре, ленте, тесьме, или полоске ткани. К концам ожелений иногда пришивали широкие разноцветные ленты. Ленты могли быть очень длинными и опускаться ниже талии, украшая костюм сзади.

"Замок-бантик" пригодится и для изящного колье. Его концы из шелковой ленты можно завязать сзади на шее небольшим элегантным бантиком. В сочетании с вечерним платьем такое украшение выглядит особенно необычно и нарядно.

Основа для пасхального яйца

Для украшения яиц к пасхе требуется основа. Можно использовать деревянную заготовку или гладкую восковую свечу в форме яйца. Если ни того, ни другого нет, то сделайте основу из скорлупы настоящего яйца.

Вымойте сырое яйцо, Чтобы скорлупа была попрочнее, положите яйцо на несколько часов в соленую воду. Пробейте в скорлупе небольшие отверстия с обоих концов, слегка постукивая по скорлупе шилом или толстой иглой. Проколите желток и выдуйте содержимое яйца через отверстия. Скорлупу просушите. Заготовка будет иметь правильную форму и ровную, красивую поверхность.

Природа наделила тонкую скорлупку достаточной прочностью. Тем не менее обращаться с ней надо осторожно, чтобы не разбить и не раздавить. Заготовка будет прочнее, если оклеить поверхность скорлупы небольшими (около 2 см) кусочками бумаги. Для этого годятся бумажные салфетки, газеты, оберточная и туалетная бумага. Клей (казеиновый, ПВА) разбавьте двумя частями воды. Газету и оберточную бумагу надо предватительно положить в воду на 20-30 минут. Наклейте 4 - 6 слоев. Слои хорошо разлечимы если они выполнены из бумаги разного цвета. Такие заготовки удобно использовать для моделей, у которых вся поверхность яйца покрыта бисером. Если же какая-то часть останется открытой, то заготовку следует покрасить водостойкой краской.

Подставка для пасхального яйца

На нитку нанижите 10-12 см небольших бусин. Лучше всего взять прозрачные бусины. Сложите снизу кольцом и соедините концы нити. Заправьте концы, продев их через ближайшие бусины. На получившееся кольцо из бусин поставьте пасхальное яйцо, и оно никуда не укатится. Золотому яичку на подставке на страшна даже мышка!



© Данный материал на http://rukodelkin.com взят из книги Ляукина М.В. "Бисер - Основы художественного мастерства"